Гимнастика пробуждения старшая группа детского сада. Комплексы оздоровительной гимнастики после сна. Гимнастика пробуждения (старшая группа). Виды гимнастики после сна


Комплексы гимнастики после дневного сна в старшей группе.

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" НОЯБРЬ 2017

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 «Ласточка» г.Улан-Удэ

СЕНТЯБРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ

1-й комплекс

  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
  2. И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
  3. И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох, и.п., вдох (через нос) .
  4. И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
  5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - вдох.
  6. И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.

Дыхательные упражнения.

1. «Аист» .

«ш-ш-ш» .

2. Воздушные шары».

(«шар лопнул» ) «с-с-с» или «ш-ш-ш» («шарик спустился» ) .

3. «Ворона» .

«кар-кар-кар» .

4. .

(«ф-ф-ф» ) .

СЕНТЯБРЬ 3-4 НЕДЕЛЯ

2-й комплекс

  1. «Потягушки» . И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.
  2. «Горка» . И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.
  3. «Лодочка» . И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища) , держать, вернуться в и.п.
  4. «Волна» . И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, и.п., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.
  5. «Мячик» . И.п.: о.с, прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
  6. «Послушаем свое дыхание» . И.п.: о.с, мышиы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно) , тихое дыхание или шумное.

Дыхательные упражнения.

1. «Каланча» .

И.п.: стоя, руки в стороны (вдох) , опуская руки, про износить «с-с-с» .

2. «Журавль» .

«ур-р-р»

3. «Заводные машинки» .

И.п.: о.с. Руки в «замок» перед собой, (вдох) , выполнять вращательные движения большими пальцами и произносить «ж-ж-ж» .

4. «Журавль» .

И.п.: о.с. Сделать вдох, поднять правую ногу, согнутую слегка в колене, руки в стороны, вниз, произнести «ур-р-р» . Выполнить то же левой ногой.

5. «Здравствуй, солнышко!» .

(вдох) , медленно вернуться в и.п.

ОКТЯБРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ

3-й комплекс «Прогулка в лес»

  1. «Потягушки» . И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
  2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех) . И.п.. лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.
  3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки» . И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.
  4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит» . И.п.: о.с, вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.
  5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди) . И.п.: о.с, руки за голову, вдох - подняться на носки, выдох - присесть.
  6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза) . И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.

Дыхательные упражнения.

1. «Гуси» .

«ш-ш-ш» .

2. «Гуси-лебеди летят» .

(«крылья» ) «г-у-у-у» .

3. Вырасту большой».

(вдох) «ух-х-х» .

4. «Дышим животом» .

5. «Грибок» .

(«грибок маленький» ) (вдох) («грибок вырос» ) .

ОКТЯБРЬ 3-4 НЕДЕЛЯ

4-й комплекс «Дождик»

1. И.п. Сидя, ноги скрестить по «турецки» . Сверху пальнем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами.

Капля первая упала - кап!

То же проделать другой рукой.

И вторая прибежала - кап!

2. И.п. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Мы на небо посмотрели,

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица.

3. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Мы их вытирали.

4. И.п.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали.

5. И.п.: о.с. Поднять и опустить плечи.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

6. И.п.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза

От дождя убежим.

7. И.п.: о.с. Приседания.

Под кусточком посидим.

Дыхательные упражнения.

1. Каша кипит», или «Варим кашу» .

И.п.: о.с, одна рука на гру ди, другая на животе. Выполнить вдох через нос (втягивая живот) , а выдох через рот, произнося «ш-ш-ш» или «ф-ф-ф» («каша кипит» ) и выпячивая живот.

2. «Лотос» .

И.п.: сидя по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова приподнята, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие пальцы сомкнуты в колечки. Вдох диафрагмой (плечи не поднимаются) , представить струю воздуха, пронизывающую до макушки по всему позвоночнику, медленный выдох ртом (можно выполнять с закрытыми глазами) .

3. «Луговые цветы» .

В ходьбе по площадке (руки на пояс) выполнять повороты головы в правую (левую) сторону, одновременно выполняя два вдоха через нос. Выдох происходит между циклами поворота головы в ту или другую сторону.

НОЯБРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА.

5-й комплекс

  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.
  2. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
  3. И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
  4. «Пешеход» . И.п. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
  5. «Молоточки» . И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
  6. И.п.: о.с, руки на пояс, перекат с носков на пятки.

Дыхательные упражнения.

1. «Насос» .

«с-с-с» .

2. «Обними плечи» .

3. «Лиса» , «Кошка» , «Тигр на охоте» .

Ходьба по площадке, выставляя правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину. Выполнить два-четыре резких вдоха, голова приподнята («тигр ищет добычу» , «кошка ищет мышку» ) и т.д.

4. «Малый маятник» , «Маятник» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. Наклоны туловища в стороны. При наклоне выдох, выпрямиться - вдох.

НОЯБРЬ 3-4 НЕДЕЛЯ

6-й комплекс

  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и.п.
  2. И.п.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса) , массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.
  3. И.п. то же, массаж пальцев рук - от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее) .
  4. И.п. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук - от пальцев до плеча.
  5. И.п. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.
  6. И.п.: о.с. ходьба на месте с высоким подниманием колена.

Дыхательные упражнения.

1. «Лыжник» .

(кисть сжимает «лыжную палку» ) (вдох) .

2. «Паровоз» или «Поезд» .

Ходить, имитируя согнутыми руками движение колес паровоза, и произносить «чух-чух-чух» .

3. «Мельница» .

Выполнить вдох и вращать прямыми руками, произнося «жр-р-р» .

4. «Партизаны» .

И.п.: стоя, палка (ружье) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На два шага - вдох, на четыре-шесть шагов выдох с произнесением слова «ти-ш-е-е» .

ДЕКАБРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА.

7-й комплекс

Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать.
Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать!
Носом глубоко дышите,

  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
  2. И.п.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
  3. И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить) .
  4. И.п.. лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.) , вернуться в и.п.
  5. И.п.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п.
  6. И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.

Дыхательные упражнения.

1. «Петушок» .

На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны, отвести назад. На выдохе хлопать себя по бедрам («ку-ка-ре-ку» ) .

2. «Повороты головы» .

(без остановки посередине) (вдох)

3. «Погончики» .

И.п.: встать прямо, сжатые кулаки кисти рук прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжать. Плечи в момент вдоха напрячь, руки вытянуть в струну (тянутся к полу) , пальцы рук широко растопырить. На выдохе вернуться в и.п.: кисти рук снова на пояс, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел.

4. «Подуем на плечо» .

И.п.: о.с, смотреть прямо перед собой, руки на пояс. Выполнить вдох через нос и повернуть голову в правую сторону, выдох (губы трубочкой) - подуть на плечо. То же выполнить в левую сторону.

ДЕКАБРЬ 3-4 НЕДЕЛЯ

8-й комплекс

  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую) , и.п., поднять левую ногу (прямую) , и,п.
  2. И.п.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль» , «езда на велосипеде» , и.п.
  3. И. п. лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, и.п., поворот туловища влево, и.п.
  4. И.п.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти касаются друг друга) - выдох, и.п., локти касаются пола - вдох.
  5. И.п.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх - вдох, выдох.
  6. И.п.: о.с, принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты) , повторить 3-4 раза.

Дыхательные упражнения.

1. «Тихоход» .

«ти-ш-ш-ше» .

2. «Трубач» .

«ту-ту-ту» .

3. «Ушки» .

«Ай-ай-ай! Как не стыдно!»

4. «Цветок распускается» .

(нераскрывшийся бутон) («цветок раскрывается» ) , вернуться в и.п. (выдох) .

5. «Сердитый ежик» .

«п-ф-ф-ф-р-р» .

ЯНВАРЬ 3 НЕДЕЛЯ

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА.

9-й комплекс

  1. И.п.: сидя, ноги скрестно. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами) . Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.
  2. И.п. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом) , то же выполняется в левую сторону.

Правое крыло отвел,

Посмотрел.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

3. И.п. то же. Выполнять вращательные движения перед rovnum И СЦС-

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

4. И.п.: о.с. Встать на носочки и выполнять летательные движения.

Поднимаюсь ввысь,

Возвращаться не хочу.

5. И.п.: о.с, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз) .

6. И.п.: о.с, быстро моргать глазами 1-2 мин.

Дыхательные упражнения.

1. «Свеча» .

И.п.: о.с, руки сцеплены в «замок» («свеча горит» ) «фу-фу-фу» («задуем свечу» ) .

2. «Снежинки» .

(«на ладошку упали снежинки» ) «фу-фу-фу» (губы трубочкой) («снежинки полетели» ) .

3. «Регулировщик» .

И.п.: ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая в сторону. Поменять положение рук резким движением, сделать вдох. Снова поменять положение рук - выдох.

4. «Рубка дров» или «Дровосек» .

Руки над головой сцеплены в «замок» , ноги на ширине плеч (поднимая руки вверх, выполнить глубокий вдох через нос) , на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произнесением «ух!» .

5. «Плечики» .

И.п.: о.с, смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - выполнить два коротких шумных вдоха носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох («ушко с плечиком здороваются» ) .

ЯНВАРЬ 4 НЕДЕЛЯ

10-й комплекс

(по методике Э.С. Аветисова)

  1. И.п.: сидя, ноги скрестно, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз) .
  2. И.п. то же, быстро моргать глазами 1-2 мин.
  3. И.п. то же, массировать глаза через закрытые веки круговыми движе-ниями указательных пальцев в течение 1 мин.
  4. И.п. то же, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. Снять пальцы с века, повторить 3-7 раз.
  5. И.п. то же, отвести глаза вправо, влево.
  6. И.п. то же, отвести глаза вверх, вниз.

Дыхательные упражнения.

1. «Лыжник» .

И.п.: стоя, слегка наклонившись вперед и присев, ноги как бы на ширине лыжни, правая рука впереди (кисть сжимает «лыжную палку» ) , левая рука далеко сзади, кисть раскрыта. Вдохнуть, плавно присесть, правую руку вниз, назад к бедру, мощный выдох, левая рука выносится вперед (вдох) .

2. «Насос» .

Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, скользя по ноге двумя руками, произнести

«с-с-с» .

3. «Обними плечи» .

И.п.: о.с, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи.

4. «Повороты головы» .

И.п.: о.с. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) повернуть голову влево, шумно и коротко понюхать воздух слева. Справа - вдох, слева (вдох) . Выдох уходит в промежутке между вдохами. Шею не напрягать, туловище и плечи не двигаются и не поворачиваются вслед за головой.

ФЕВРАЛЬ 1-2 НЕДЕЛЯ

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА.

11-й комплекс «Уголек»

  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и.п.
  2. «Бревнышко» . И.п.: лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.
  3. «Лодочка» . И.п. лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам - вдох, и.п. - выдох.
  4. «Шлагбаум» . И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу, и.п., поднять левую ногу, и.п.
  5. «Божья коровка» . И.п.: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх, сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и.п.
  6. Ходьба на месте.

Дыхательные упражнения.

1. «Здравствуй, солнышко!» .

И.п.: ноги на ширине плеч, руки и спину. Медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки и сторону, голову поднять вверх (вдох) , медленно вернуться в и.п.

2. «Свеча» .

И.п.: о.с, руки сцеплены в «замок» , большие пальцы подняты вверх («свеча горит» ) . Выполнить вдох через нос и подуть на большие пальцы, произносить «фу-фу-фу» («задуем свечу» ) .

3. «Снежинки» .

И.п.: о.с, руки согнуты в локтях, ладошками вверх («на ладошку упали снежинки» ) . Выполнить вдох через нос и подуть на ладошки, произнести «фу-фу-фу» (губы трубочкой) («снежинки полетели» ) .

4. «Сердитый ежик» .

Наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф-р-р» .

ФЕВРАЛЬ 3-4 НЕДЕЛЯ

12-й комплекс

1. «Глазки просыпаются» .

Глазки нужно открывать,

Чудо чтоб не прозевать.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - зажмурить глаза; 3-4 - широко открыть глаза. Повторить 6 раз

2. «Ротик просыпается» .

Ротик мой просыпайся,

Чтоб пошире улыбаться.

И. п. -лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - открыть широко ротик; 3-4-закрыть ротик и улыбнуться. Повторить 6 раз.

3. «Ручки просыпаются» .

Ручки кверху потянулись,

До солнышка дотянулись

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять правую руку вверх; 3-4 - отвести правую руку вверх за голову. То же левой рукой. Повторить 6 раз.

4. «Ножки просыпанной» .

Будем ножки пробуждать,

Их в дорогу у собирать.

5. «Вот мы и проснулись» .

К солнышку мы потянулись

И друг другу улыбнулись!

Дыхательные упражнения.

1. «Аист» .

На вдохе поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо вывести вперед, зафиксировать. На выдохе сделать шаг. Опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш» .

2. Воздушные шары».

Выполнять в ходьбе по площадке. 1 - руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул» ) ; 2 - руки в стороны, вниз, произнося «с-с-с» или «ш-ш-ш» («шарик спустился» ) .

3. «Ворона» .

И.п.: о.с. Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар» .

4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит» .

И.п.: о.с. 1- вдох - руки в стороны; 2 - выдох - наклон туловища вправо; 3 - вдох - вернуться в и.п.; 4 - то же влево.

И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги («ф-ф-ф» ) .

МАРТ 1-2 НЕДЕЛЯ

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА.

13-й комплекс

1. «Потягушечки» .

Вот почти мы все проснулись

И в кроватке потянулись.

И. п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить за головой, глаза закрыты. 1-2 - потянуться одновременно ногами и руками, растягивая

позвоночник; 3-4 - и. п. Повторить 6 раз

2. «Проснулись» .

Вот проснулись ручки,
Вот проснулись ножки
И хотят скорей бежать
К маме по дорожке.

И. п. - лежа на спине, руки поднять вверх, за головой, глаза закрыты.

1-4 - поочередно тянуть от себя правую и левую руку; 5-8 - правую и левую ногу (носком, затем пяткой) . Повторить 6 раз.

3. «Клубочек» .

Не хотим мы простывать,
Хоть и начали дрожать.
Мы совсем уже проснулись,
К солнышку мы потянулись.

4. «Пальчики» .

Пальчики хотят проснуться,

Чтоб в водичку окунуться.

5. «Умоемся» .

А теперь лицо умоем,

Глазки широко раскроем.

«умыть»

Вот готовы мы вставать,

Бегать, прыгать и играть!

Дыхательные упражнения.

1. «Тихоход» .

Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 4-6 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше» .

2. «Трубач» .

Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами клавиши и произносить «ту-ту-ту» .

3. «Ушки» .

И.п.: о.с, смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Стоя ровно и смотря прямо перед собой, как бы мысленно кому-то говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Выдох уходит пассивно в промежутке между вдохами, но голова при этом посередине не останавливается.

МАРТ 3-4 НЕДЕЛЯ

14-й комплекс

1. «Глазки просыпаются» .

Слегка глазки растираем,

А потом сладко зеваем.

2. «Головка проснулась» .

Мы почти уже проснулись

И друг другу улыбнулись.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища.

1-2 - поворот головы на подушке вправо; 3-4 - и. п.; 5-6 - поворот головы на подушке влево; 7-8 - и. п. При повороте головы улыбаться друг другу. Повторить 6 раз.

3. «Ручки проснулись» .

Потянулись мы немножко.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - поднять правую руку вверх;

2-3 - потянуть правую руку; 4 - опустить на постель правую руку. То же для левой руки. Повторить 6 раз.

4. «Ножки проснулись» .

Хотим тоже потянуться

И совсем-совсем проснуться.

И. п. - то же. 1 - прямую правую ногу поднять вверх; 2-3 - потянуть правую ногу; 4 - опустить правую ногу на постель. То же для левой ноги. Повторить 6 раз.

5. «Ножки совсем проснулись» .

Ножками мы поболтаем

И до трех мы посчитаем.

Умываться мы идем,
Одеваться мы идем
-Очень дружные ребята!
Потом песенку споем.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Вот такие мы, друзья!
Дыхательные упражнения.

1. «Цветок распускается» .

И.п.: стоя, руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон) . Медленно подниматься на носки, потянуть руки вверх и в стороны - вдох («цветок раскрывается» ) , вернуться в и.п. (выдох) .

2. «Сердитый ежик» .

Наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь, голову опустить, произнося звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф-р-р» .

3. «Свеча» .

И.п.: о.с, руки сцеплены в «замок» , большие пальцы подняты вверх («свеча горит» ) . Выполнить вдох через нос и подуть на большие пальцы, произносить «фу-фу-фу» («задуем свечу» ) .

АПРЕЛЬ 1-2 НЕДЕЛЯ

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА.

15-й комплекс

1. «Глазки просыпаются» .

Глазки нужно открывать,

Чудо чтоб не прозевать.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - зажмурить глаза; 3-4 - широко открыть рот. Повторить 6 раз

2. «Ротик просыпается.

Ротик должен просыпаться,

Чтоб пошире улыбаться.

И. п. -лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - открыть широко ротик; 3-4-закрыть ротик и улыбнуться. Повторить 6 раз

3. «Ручки просыпаются»

Ручки кверху потянулись,

До солнышка дотянулись

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять правую руку вверх; 3-4 - отвести правую руку вверх за голову. То же левой рукой. Повторить 6 раз

4. «Ножки просыпанной» .

Будем ножки пробуждать,

Их в дорогу у собирать.

И. п. - лежа на спине, руки вверху. 1-2 - потянуть на себя правую ногу носком; 3-4 - и. п. То же левой ногой. Повторить 6 раз.

5. «Вот мы и проснулись» .

К солнышку мы потянулись

И друг другу улыбнулись!

И. п. - встать около кровати на коврик. 1-4 - поднять руки вверх, встать на носочки и потянуться вверх.

Дыхательные упражнения.

1. «Тихоход» .

Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 4-6 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше» .

2. «Трубач» .

Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами клавиши и произносить «ту-ту-ту» .

3. «Ушки» .

И.п.: о.с, смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Стоя ровно и смотря прямо перед собой, как бы мысленно кому-то говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Выдох уходит пассивно в промежутке между вдохами, но голова при этом посередине не останавливается.

4. «Цветок распускается» .

И.п.: стоя, руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон) . Медленно подниматься на носки, потянуть руки вверх и в стороны - вдох («цветок раскрывается» ) , вернуться в и.п. (выдох) .

АПРЕЛЬ 3-4 НЕДЕЛЯ

16-й комплекс

«Потягушечки» .

Вот почти мы все проснулись

И в кроватке потянулись.

И. п. - лежа на спине, руки поднять вверх и опустить за головой, глаза закрыты. 1-2 - потянуться одновременно ногами и руками, растягивая позвоночник; 3-4 - и. п. Повторить 6 раз.

1. «Проснулись» .

Вот проснулись ручки,

Вот проснулись ножки

И хотят скорей бежать

К маме по дорожке.

И. п. - лежа на спине, руки поднять вверх, за головой, глаза закрыты. 1-4 - поочередно тянуть от себя правую и левую руку; 5-8 - правую и левую ногу (носком, затем пяткой) . 6 раз.

2. «Клубочек» .

Не хотим мы простывать,

Хоть и начали дрожать.

Мы совсем уже проснулись,

К солнышку мы потянулись.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - свернуться в клубок, дрожать, изображая, что холодно; 3-4 - раскрыться, расслабиться и потянуться, показывая, что наступило тепло, улыбнуться. Повторить 6 раз.

3. «Пальчики» .

Пальчики хотят проснуться,

Чтоб в водичку окунуться.

И. п. - сидя в постели, ноги скрестно. Растирать ладони до появления тепла.

4. «Умоемся» .

А теперь лицо умоем,

Глазки широко раскроем.

И. п. - сидя в постели, ноги скрестно. 1-4 - «умыть» лицо теплыми руками. Повторить 2 раза.

Вот готовы мы вставать,

Бегать, прыгать и играть!

Дыхательные упражнения.

1. «Гуси» .

На вдохе наклон вперед: глядя вперед и вытягивая шею, произносить «ш-ш-ш» .

2. «Гуси-лебеди летят» .

Ходьба, имитируя полет. На вдохе руки («крылья» ) поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у-у» .

3. Вырасту большой».

И.п.: ноги вместе, руки вниз. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох) . Опускаясь на всю стопу, выдох «ух-х-х» .

4. «Дышим животом» .

Руки на животе - вдох и выдох носом. Руки за спину - вдох и выдох носом.

5. «Грибок» .

И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени («грибок маленький» ) . Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отвести голову назад (вдох) («грибок вырос» ) .

МАЙ 1-2 НЕДЕЛЯ

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА.

17-й комплекс «Жук»

1. И.п.: сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем.

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»

2. Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

3. Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился.

5. И.п.: стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками («волчок» ) и встать.

Зажужжал и закружился

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» .

6. Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

7. Поднять руки вверх, посмотреть вверх.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

8. Подняться на носки, смотреть вверх

На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.

9. Хлопать в ладоши.

Хлопнем дружно, Хлоп-хлоп-хлоп.

10. Имитировать полет жука.

Чтобы улететь не смог,

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» .

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

11. Поднять руки вверх, посмотреть вверх.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

12. Подняться на носки, смотреть вверх

На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.

13. Хлопать в ладоши.

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

14. Имитировать полет жука.

Чтобы улететь не смог,

«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» .

МАЙ 3-4 НЕДЕЛЯ

18-й комплекс

1. «Глазки просыпаются» .

Слегка глазки растираем,

А потом сладко зеваем.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-4 - слегка погладить закрытые глаза; 5-8 - сделать расслабляющий звук зевоты. Повторить 4 раза.

2. «Головка проснулась» .

Мы почти уже проснулись

И друг другу улыбнулись.

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - поворот головы на подушке вправо; 3-4 - и. п.; 5-6 - поворот головы на подушке влево; 7-8 - и. п. При повороте головы улыбаться друг другу. Повторить 6 раз,

3. «Ручки проснулись» .

Потянулись мы немножко.

Здравствуй, солнышко в окошке!

И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 - поднять правую руку вверх; 2-3 - потянуть правую руку; 4 - опустить на постель правую руку. То же для левой руки. Повторить 6 раз.

4. «Ножки проснулись» .

Хотим тоже потянуться

и совсем-совсем проснуться.

И. п. - то же. 1 - прямую правую ногу поднять вверх; 2-3 - потянуть правую ногу;

4 - опустить правую ногу на постель. То же для левой ноги. Повторить 6 раз.

5. «Ножки совсем проснулись» .

Ножками мы поболтаем

И до трех мы посчитаем.

И. п. - лежа на животе с опорой на локти аккуратно поддерживать ладонями подбородок. 1-8 - поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить 4 раза.

Умываться мы идем,

Одеваться мы идем –

Очень дружные ребята!

Потом песенку споем.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля!

Вот такие мы, друзья!

Дыхательные упражнения.

1. «Аист» .

На вдохе поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо вывести вперед, зафиксировать. На выдохе сделать шаг. Опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш» .

2. Воздушные шары».

Выполнять в ходьбе по площадке. 1 - руки в стороны, вверх, вдох через нос, выполнить хлопок в ладоши («шар лопнул» ) ; 2 - руки в стороны, вниз, произнося «с-с-с» или «ш-ш-ш» («шарик спустился» ) .

3. «Ворона» .

И.п.: о.с. Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны вверх. Приседая, опустить руки на голову, произнося «кар-кар-кар» .

4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит» .

И.п.: о.с. 1- вдох - руки в стороны; 2 - выдох - наклон туловища вправо; 3 - вдох - вернуться в и.п.; 4 - то же влево.

И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги («ф-ф-ф» ) .

Содержимое статьи

Удивительные люди — воспитатели детских садов. Сколько хитростей нужно знать, чтобы целый день беречь и охранять, кормить и одевать, занимать и развивать мальчишек и девчонок, да ещё так, чтобы они при этом были дружными, весёлыми, здоровыми! Поддерживать здоровый дух в здоровом теле каждого ребёнка помогают специальные комплексы гимнастических упражнений.

День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Именно поэтому гимнастика после сна проводится в детском саду ежедневно. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она плавно и бережно помогает им наполниться бодростью и силой.

Виды гимнастики после сна

В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

  • упражнения в кровати с элементами самомассажа;
  • игровая гимнастика;
  • гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
  • ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.
При подготовке упражнения можно использовать любые тренажеры, которые есть в детском саду

Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.

Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.

Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.

Элементы гимнастики после сна

Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ. Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.

Видео-пример утренней гимнастики:

Упражнения для разных групп

Гимнастика после сна в младшей группе

Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

Комплекс упражнений «Солнечный лучик»

Солнечный лучик в небе проснулся, Солнечный лучик к окну потянулся. Там, за окошком, двадцать ребят Дружно в уютных кроватках лежат. (Дети потягиваются лёжа в постели) Эй, просыпайтесь, девчонки, мальчишки! Платьица надо надеть и штанишки! Где у вас ручки? (Поднимают руки, по очереди трясут ими) Где у вас ножки? (Поднимают ноги, по очереди делают махи) С вами сейчас поиграем немножко! Ну-ка, представьте, что лето настало: Город проснулся Потирают кулаками глаза). И солнышко встало. (Поднимают руки над головой, тянутся). Вот и отлично! Значит, поедем Вдаль по дорожке на велосипеде! (Делают упражнение «Велосипед») Ехали, ехали… - На мельницу приехали! (Делают упражнение «Мельница») Дальше поехали Ехали, ехали… - К речке приехали. Помочим ножки, Потрогаем водичку! (Встают с кроваток, поочерёдно опуская ноги на пол) Ай, водичка холодна! Вот и ножка одна… (Прыгают на правой ноге) А вот ножка другая, Шустрая какая! (Прыгают на левой ноге) Мы в водичке постояли, Искупались, (Делаю движения руками, имитирующие плавание) Поныряли… Ай, хорошо! (Делают приседания с вытянутыми вперёд руками) Встали с пятки на носочек, Дружно вышли на песочек. (На носочках выходят из спальни в общий зал, где уже подготовлены массажные коврики) По песочку походили – На камешки наступили. Ох, горячо! (2 минуты шагают на месте по резиновым коврикам) А теперь мы поднялись, (Сходятся в центре зала) Дружно за руки взялись. (Образуют круг) Потянулись, (Потягиваются), Улыбнулись. (Улыбаются друг другу). Наконец-то мы проснулись!

Гимнастика после сна в средней группе

Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

Комплекс упражнений «Цветочки»

На поляне цветочки проснулись (Дети потирают глазки, лёжа в постелях), Прямо к солнышку все потянулись. (Потягиваются, затем встают рядом с кроватками). Покачали головками дружно. (По часовой стрелке вращают головой). Поскорее проснуться им нужно! А теперь поднимем правый лепесток, (Поднимают правую руку) Скажем по цепочке, кто какой цветок! (Дети по очереди представляются) Молодцы, ребята! А теперь листочки дружно протяните, (Протягивают руки вперёд) Свежий ветер дует, (Воспитатель изображает ветер). Ну-ка все вдохните! (Дети делают глубокий вдох, затем – медленный выдох, повторяют упражнение 5-10 раз) А теперь покажите, цветочки, Как согнулись на стебле листочки! (Выполняют наклоны 5-10 раз). Как стоим на песочке горячем, (Поочерёдно стоят то на правой, то на левой ноге) Как от солнышка глазки мы прячем. (Закрывают ладонью левый глаз, потом считают до пяти, закрывают правый – и наоборот (повторить 4 раза)). А теперь мы зажмуримся дружно, (Крепко зажмуриваются на 30 секунд, затем открывают глаза и часто моргают (повторить 6 раз)) Отдохнуть нашим глазонькам нужно! Чтобы глазик был зорким и чистым, Будем хлопать ресничками быстро. (Хлопают ресницами 30 секунд). Ну, цветочки, проснулись? (Дети отвечают: - Проснулись!) - Оглянулись вокруг? - Оглянулись! - Улыбнулись друзьям? - Улыбнулись! - Ну, тогда умываться пойдём Свежим-свежим весенним дождём! (Уходят умываться, причёсываться).

Гимнастика после сна в старшей группе

В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Так что чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.

Комплекс упражнений «Мы ходили в зоопарк»

Дружно мы встаём с кроватей, Нам лежать без дела хватит! (Дети поднимаются). Раз, два, три, четыре, пять – В зоопарк идём гулять! (Маршируют на месте, затем, после необходимых водных процедур, расчёсывания и одевания, проходят в спортивный зал). Посмотрите! Кто там в клетке? (Наклоняются вперёд, приставив руку к глазам). Шимпанзе висит на ветке! Улыбается прохожим… Шимпанзе, и мы так можем! (По очереди подходят к брусьям/турнику, по 30 секунд висят на вытянутых руках). Ну а здесь… большая кошка Важно ходит по дорожке…. Грациозные манеры…. Ах, не кошка ты? Пантера! (Встают на коврики, выгибают спину, как кошки) Ну а в этой клетке зайки – Вместе с ними поиграй-ка! Рядом с зайцами легко Будем прыгать высоко. (Дружно делают 10 прыжков, воспитатель выбирает того, кто прыгнул выше всех) Дальше мишка косолапый, Он за ухом чешет лапой. (Делают движение рукой за ухом). Ходит с пятки на носок, Лапами наискосок. (Ходят по кругу: 1 круг на носочках, 2 круг – на пяточках, 3 круг - на внешних сторонах подошвы). Вот стоят старушки-цапли, Не уставшие ни капли. Подражать сумеем им: Точно так же постоим. (Стоят минуту на левой ноге, затем – минуту на правой). А питоны так длинны… Во-о-н их головы видны. (Несколько раз обегают расставленные воспитателем кегли «змейкой») А теперь, а теперь, Покажи, какой ты зверь! (Каждый ребёнок изображает выбранное животное, свободно перемещается по залу, даёт выход накопившейся энергии) В зоопарк мы все сходили: Руки-ноги разбудили. Раз, два, три четыре, пять – Будем дальше мы играть!

Гимнастика после сна в подготовительной группе

Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действа, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения можно совмещать с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.

Комплекс упражнений «Спортивный алфавит»

Сонный час со всеми снами, Был ты долгим слишком! Просыпайтесь вместе с нами, Буквы в наших книжках! Вот проснулась буква «А», Стала галочкой сперва, Низко наклонилась, За палочку схватилась. (Дети выполняют наклон вперёд с прямыми ногами, поднимают с пола палку или карандаш). Вот проснулась буква «Б», Заиграла на трубе. На колени встала, Ручкой помахала. (Садятся на колени, вытягивают вперёд прямую руку). Вечно тянет буква «В» Свои руки к голове. (Сидя в той же позе, руку прикладывают ко лбу). Буква «Г» согнулась – К ребятам потянулась. (Стоя на месте, корпус и вытянутые руки протягивают вперёд). «Д» на корточки присела. (Садятся на корточки, максимально разведя колени в стороны). «К» вперёд шагает смело. (С прямой спиной шагают приставным шагом, взмахивая рукой). Вот срослись две буквы «К» - «Ж» похожа на жука! (Делают то же парами, встав спиной друг к другу). Буква «Л» спокойно встала. (Встают в позицию «Ноги на ширине плеч»). Буквой «М» тихонько стала. (Встают рядом в той же позиции, разбившись на пары). «Н» скакалку натянула. (Двое ребят встают друг напротив друга и натягивают между собой скакалку, изображая перекладину буквы «Н»). «О» головушкой качнула. (Качают головами, округляют рты). «П» скакалку подняла. (Так, как и с буквой «Н», только держа скакалку над головами). «Р» честь кому-то отдала. (Приставляют руку ко лбу). «С» старушечкой согнулась. (Опускают головы) «Т» красиво потянулась. (Разводят руки в стороны). Выгнув руки, «Ф» прошла. (Встают, уперев руки в бока). «Х» ручонки подняла. (Ставят ноги на ширину плеч, руки поднимают над головой). «Ш» на спинке полежала, Ручки-ножки поразмяла. (Ложатся животом вверх, поднимают руки и ноги). «Я» вперёд отставит ножку – Мол, умаялась немножко, - Выдохнет и постоит… Ай да бойкий алфавит! (Десять раз делают глубокий вдох, затем выдох).

Вот так весело, дружно и увлечённо, с учётом возрастных особенностей, можно проводить занятия гимнастикой после сна в детском саду. Фантазируйте вместе с детьми – и у вас всё получится!

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 1

В кроватках

  1. «Потягушки».

Потягивание, вернуться в и. п.

  1. «Горка ». И п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади.

Опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.

  1. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх.

Прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.

  1. 4. «Волна ». И. п.: стоя на коленях, руки на поясе.

Сесть справа от пяток, руки влево, и.п., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.

Возле кроваток

  1. 5. «Мячик ». И.п.: о.с.

Прыжки на двух ногах.

Дыхательное упражнение

  1. «Послушаем свое дыхание».

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 2

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

  1. В кроватках
  2. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
  3. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех).

И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

Вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.

II.Возле кроваток

  1. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки».

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.

Вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.

  1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

И.п.: о.с..Вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.

  1. 5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди ).

И.п.: о.с.. руки за голову, вдох - подняться на носки, выдох- присесть.

  1. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза ). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.

III. Дыхательное упражнение

  1. «Лес шумит». И.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вправо - вдох, вернуться в И.п. - выдох, то же влево. Усложнение - руки при выполнении вытянуты вверх.
  2. Ходьба по дорожке «Здоровья»

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 3

  1. В кроватках Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать.

Спешите на зарядку,

Мы вас не будем ждать!

Носом глубоко дышите,

Спинки ровненько держите.

  1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
  2. И.п.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
  3. И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).
  4. И.п.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек), вернуться в и.п.
  5. И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на кровати, держать, и.п.
  6. И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута - вдох-выдох.
  7. Возле кроваток
  8. «Хлопушка». И.п.,- стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторить шесть-восемь раз.

III. Дыхательное упражнение

«Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.

  1. Ходьба по дорожке «Здоровья»

Комплекс №1

«Змейка». И.п. — руки вверху, голова лбом касается пола. Потянуться руками вверх, максимально вытягиваясь в плечевых суставах и оттягивая носки ног — вдох. Расслабиться — выдох. Повторить 4 раза.

Упражнения на тренировку пресса. И.п. — руки согнуты в локтевых суставах, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять ноги над полом, развести ноги прозь, соединить и опустить в и.п. Повторить 3-4 раза.

«Полурыбка». И.п. — руки вверху, голова лбом касается пола. При­поднять ноги над полом и держать их на 6 счетов. Повторить 3- 4 раза.

Дыхательное упражнение. И.п. — стоя на коленях, руки согнуты в локтях перед грудью. Вдох — сжать пальцы в кулак. Выдох — разжать. Соблюдать пропорцию: выдох в 2 раза продолжительнее вдоха.

«Змейка». И.п. — ноги согнуты в коленях, стопы на полу, руки вверху. Вдох — потянуться руками вверх и, напрягая мышцы спины, максимально выпрямить спину. Выдох — расслабиться. Повторить 4-6 раз.

Упражнение на координацию. Поочередно поднимать правую руку и левую ногу. Держать на 4 счета. Затем поднимать левую руку и правую ногу. Повторить 4-6 раз.

«Горка». И.п. — лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты, стопы на полу. Выдох — опираясь на стопы и плечи, поднять над полом спину и таз. Вдох — вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз.

Комплекс №2

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

Дыхательное упражнение. Кисти рук слегка касаются одна другой, голова опущена, пятки вместе. Поднять голову — вдох, опустить — выдох. Повторить 2-3 раза.

«Ласточка». И.п. — руки вдоль туловища, голова лбом касается пола, ноги лежат на полу, пятки вместе. Вдох — приподнять над полом плечи, голову, руки развести в стороны, ладошки развернуть так, чтобы большой палец «смотрел» в потолок. Удерживать такое положение на 4 счета. Выдох — вернуться в и.п. Повторить 4- 6 раз.

«Ножницы». И.п. — то же. Поднять прямые ноги над полом, раз­водить и сводить их до 6 счетов. Повторить 3-4 раза.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

Наклоны. И.п. — стойка на коленях, руки внизу. Наклон назад с прямым туловищем. Повторить 4-6 раз.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ

И.п. — лежа на спине, руки — «большие крылышки». Выдох — сесть прямо, держа руки в положении «большие крылышки». Вдох — вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза.

Дыхательное упражнение «Диафрагмальное дыхание». И.п. — лежа на спине, одна рука на животе, другая — на груди. При вдохе высоко поднять брюшную стенку, при выдохе опустить, втягивая живот. Повторить 2-3 раза.

Упражнение на тренировку пресса. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги под углом 45° и держать их на 4 счета. Повторить 4-6 раз.

Комплекс №3

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

Дыхательное упражнение. И.п. — руки вперед, голова лбом касается пола. Вдох — сжать ладони в кулак. Выдох — разжать их.

Упражнение на координацию. И.п. — то же. Приподнять над полом прямые правую руку и левую ногу, держать их в таком положении на 4 счета. Затем вернуться в и.п. Повторить упражнение, поменяв руки и ноги. Повторить 4-6 раз.

«Рыбка». И.п. — то же. Приподнять голову, плечи, руки и ноги слегка над полом. Держать на 4 счета. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

Приседания. И.п. — сесть на пятки, руки к плечам. Вдох — встать в стойку на коленях, руки вверх. Выдох — вернуться в и.п. Повторить 4-6 раз.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА СПИНЕ

«Велосипед». И.п. — то же. Одновременно сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах, имитируя езду на велосипеде. Движение выполнять двумя ногами вместе. Дыхание не задерживать.

Дыхательное упражнение. Вдох — поднять руки вверх. Выдох — опустить вниз. Повторить 2-3 раза.

Упражнение на равновесие. Сесть по-турецки, поднять руки, сцепленные в «замок», вверх, потянуться и встать на ноги.

Комплекс №4

Вид упражнения Дозировка Методические приемы
1 Чтоб совсем проснуться —
нужно потянуться
0,5 мин.
2 «Самомассаж» 0,5 мин. Сидя в постели, поглаживать руки и ноги
3 Упражнение «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать —
Надо на носочки встать
1,5 мин. Выполнять упражнения в соответствии со словами
4 И.п. — о. с: руки на поясе.
1 — разведение локтей со сведением лопаток (вдох);
2 — возвращение в и.п. (выдох)
5-6 раз Выполнять по показу воспитателя в соответствии со словами.
Вдох через нос, выдох через рот
5 Упражнение «Часики».
И.п. — о. с: руки за спиной.
Наклоны корпуса вправо-влево, дыхание произвольное
5-6 раз
6 Упражнения:
сгибание пальцев стоп;
приведение стоп внутрь;
кружение стопами внутрь;
энергичное надавливание пальцами стоп на пол
3-4 раза Выполнять по показу воспитателя
7 Ходьба и легкий бег чередуются 2-3 мин.
8 После гимнастики обширное умывание (лицо, шея, руки до локтей, обтирание)

Комплекс №5

Вид упражнения Дозировка Методические приемы
1 Чтоб совсем проснуться —
нужно потянуться
0,5 мин. Пробудка в кровати, потягивание. Выполнять произвольно
2 Чтоб расти нам сильными, ловкими и смелыми,
ежедневно после сна, мы зарядку делаем.
К солнцу руки поднимаем, дружно, весело шагаем,
приседаем и встаём и ничуть не устаём
Сидя в постели, понимать руки вверх. Ходьба у кровати, на месте с высоким подниманием ног. Приседание, спина ровная
3 Прошу всех прямо встать,
и то, что скажу, выполнять:
дышите — не дышите…
наклонитесь — улыбнитесь;
на 1-2 быстро сядьте,
на 3-4 быстро встаньте;
наклонитесь вправо-влево
и вдохните глубоко
Выполнять согласно тексту. Главное: разбудить детей и поднять у них настроение
4 Упражнение на дыхание
«Воздушный шар в грудной клетке».
И.п.: лежа, сидя, стоя.
Мышцы живота, плеч и пояса остаются неподвижными, руки положить на нижнюю часть рёбер
6-10 раз Сделать вдох через нос. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки
5 «Гуси» 1-2 мин. Медленная ходьба, на вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить вниз с длительным произношением «га-га-га»
6 Подвижная игра «Гуси, гуси» 2-3 раза Лёгкий бег босиком с взмахом рук («крыльев»)
7 «Гуси возвращаются домой» —
ходьба по массажёрам, спортивным дорожкам
3 раза Укрепление мышц ног
8 Игра «Достань бабочку (комарика)» Укрепление мышечного корсета
9 Игровое упражнение «Пройди красиво» Ходьба по прямой с приставлением пятки одной ноги к носку другой, руки на поясе, спина прямая
10 Покатай шарик (стопой) 2 раза каждой ногой Предупреждение плоскостопия
11

Комплекс №6

Вид упражнения Дозировка Методические приемы
1 Чтоб совсем проснуться —
нужно потянуться
0,5 мин. Пробудка в кровати, потягивание. Выполнять произвольно
2 Самомассаж 0,5 мин. Сидя в кроватях, поглаживание лица:
от носа к вискам;
от подбородка к ушам;
поглаживание шеи;
рук от кончиков пальцев к плечам
и ног от кончиков пальцев к бедру
3 Упражнение «Кошечка».
И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук.
«Кошечка сердится» — спина круглая голову опустить как можно ниже.
«Кошечка добрая, ласковая» — прогнуть спину, голову поднять.
5-6 раз
4 Упражнение на гибкость.
И.п.: сидя.
1 — руки соединить в «замке» за спиной (правая рука сверху через плечо, левая — снизу);
2 — и.п.
Поменять руки
5-6 раз При выполнении упражнения следить за осанкой
5 Упражнение «Велосипед».
И.п.: лежа на полу, руки вдоль туловища.
Делать круговые движения ногами, руки упираются об пол.
Ехали медведи
на велосипеде,
А за ними кот
задом наперед,
А за ними комарики
на воздушном шарике,
А за ними раки
на хромой собаке.
5-6 раз Выполнять имитацию езды на велосипеде
6 Упражнение «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик отыскать —
Надо на носочки встать
Вдох через нос. Выдох через рот
7 Потанцевать или поиграть в подвижную игру 3 мин. По выбору детей
8 После гимнастики — обширное умывание

Аня Мальцева
Гимнастика после сна в старшей группе

Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Отдых в середине дня ему просто необходим В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

Но как помочь малышу проснуться в хорошем настроении и активно продолжать день?

Конечно же, провести бодрящую гимнастику после дневного сна ! Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Систематически проводимая гимнастика после сна служит хорошим средством укрепления здоровья. Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног» . После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем.

Цель : пробудить организм, нормализовать сердечно - сосудистую, дыхательную системы, снять сонливость, вялость; укреплять здоровье детей.

Задачи :

Повысить жизненный тонус

Совершенствовать и развивать координацию движений;

Укреплять опорно-двигательный аппарат;

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так : гимнастика в постели , упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика , индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры, дыхательные упражнения.

Эффективность

Как влияет бодрящая гимнастика на здоровье детей :

гимнастика пробуждения поднимает настроение, укрепляет нервную систему детей с психическим нарушением

Дыхательная гимнастика улучшает работу дыхательной системы, уменьшает риск заболевания дыхательных путей

Поглаживающий массаж укрепляет мышечный тонус, улучшает и усиливает физическое развитие

Коррекционные упражнения, ходьба по массажной дорожке для профилактики плоскостопия, сколиоза, исправления осанки.

Создать положительную эмоциональную атмосферу, т. к. настроение ребёнка может зависеть и от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которая создаётся нами (воспитателями) в группе , и от состояния здоровья ребёнка.

В функции воспитателя в организации бодрящей гимнастики после дневного сна входят :

Обеспечить гибкий двигательный режим.

температурный режим в спальне - не менее 16-18 градусов С.

обеспечить постепенное пробуждение детей.

Детям перенесшим ОРВИ – две надели отменить хождение босиком по полу.

Другие упражнения выполняются с учётом индивидуального самочувствия детей.

При нежелании ребенка проводить гимнастику его не беспокоить , тактично выяснять причину.

Быть особо внимательными к ЧБД. и детям с НОД. С родителями таких детей иметь частые контакты и только после рекомендации врачей и с согласия родителей их включаем в эти мероприятия.

Используемая литература :

Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей . – М.: Айрис-пресс, 2008.

Доскин В. А. «Растём здоровыми» .

Остапенко. Л. В. «Оздоровительная гимнастика для дошкольников Приложение

Комплекс№1 «Весёлый котёнок»

1. Лёжа в кровати. Тянем ручки, тянем ушки, ручкой облака достали, и немного выше стали.

2. Чтоб головку разбудить надо шейкой покрутить. Повороты головой вправо, влево.

3. «Велосипедисты» движения ногами, как будь-то езда на велосипеде.

4. А куда же делись ножки?

Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали. Бег на месте.

Дыхательное упражнение. Улыбнулись, потянулись. Улыбку вдыхаем, капризки выдыхаем.

Комплекс №2 «Утята» .

1. Наши ребята как утята отправляются купаться к озеру. Сгибаем ноги в коленях и поочередно потопаем ими по кровати 5 раз

2. На пути утятам попадается велосипедист. Лёжа, попеременное вращение ногами.

3. Дошли утята до железной дороги, видят дорога перекрыта шлагбаумом. (дети поднимают и опускают прямые ноги 5 раз) .

4. Подошли утята к к озеру. А на озере растут цветы – лотосы (дети садятся в позу лотоса через стороны поднимают руки над головой, делают глубокий вдох). (3 раза)

Ходьба по коррегирующим дорожкам, обширное умывание.

Комплекс №3

1. Лёжа в кровати. Ноги длинные, короткие. Ноги выпрямили, согнули.

2. Лёжа в кровати на спине. «Ладушки» - соединяем ступни ног, разводим в стороны.

3. «Котята виляют хвостиком» стоя на четвереньках, повороты таза вправо, влево.

4. А теперь мы с вами зайки, из кровати вылезайка, становитесь босиком и попрыгайте легко.

6. Дыхательное упражнение. Носиком вдохнули, ротиком подули. Здоровье вдыхаем, болезни выдыхаем.

Комплекс №4 «Мышки»

1. Мышки глазки открывали и зарядку делать стали : моргание ресницами, поворачивая голову вправо, влево.

2. Мышки лапки поднимали, а потом их опускали. Поднимание и опускание прямых рук.

3. А потом они игрались на животике качались : лёжа на животе руки и ноги тянем вверх и выполняем качание на животе.

4. Дружно мышки все вставали. ловко, ловко прыгать стали.

Ходьба по коррегирующим дорожкам, умывание.

Дыхат. Упражнение. Мышки нюхают цветы : носиком вдохнули ротиком подули

Комплекс №5 «Солнышко»

1. Солнце смотрит нам в окошко, просыпайся поскорей. Поднять руки вверх помахать ими, показать что дети проснулись.

2. «Помашем солнышку» лёжа на спине. Руки в стороны, на грудь, вверх потрясти, в и. п.

3. «Поиграем с солнышком» поднимание ног и рук, задеть пальчики ног вернуться в и. п.

4. «Жуки греют лапки» дрыгание руками и ногами.

Ходьба по коррегирующим дорожкам, умывание. Дыхат. упражнение. «Ах!» вдыхаем носом, на выдохе произносим «Ах!» с задержкой дыхания.

Комплекс №6 «Кошечки»

1. «Кошечка, кошечка, выгляни в окошечко» . Руку ко лбу (как будь-то смотришь в даль) и повороты головы вправо, влев

2. «Кошечки, кошечки покажите лапочки» . Поднять руки в сто-роны, вверх, опустили.

3. «Кошечки, кошечки покажите хвостики» стоя на коленях по-вороты таза вправо, влево.

4. «Кошечки, кошечки попрыгай

те как зайчики» прыжки на двух ногах возле кровати.

Ходьба по коррегирующим дорожкам, обширное умывание.

Дыхат. упражнение. Носиком вдохнули, ротиком подули. Здоровье вдыхаем, болезни отпускаем.

Комплекс №7 Силачи.

1. Чтобы сильными стать, надо руки тренировать. Поднимать и опускать. Сжать кулак, поднять руки вверх, разжать опустить.

2. Чтобы ноги были сильны-ми будем их тренировать. Поднимание ног, руки прижаты к туловищу.

3. Повернулись на бочок, и свернулись все в клубок, как ёжики колючие.

4. А теперь все дружно вста-нем, становитесь босиком, и попрыгайте легко.

5. Ходьба по коррегирующим дорожкам, обширное умывание.

Дыхат. упражнение. Улыбнулись, потянулись. Улыбку

Комплекс №8. Паучки.

1.»Потянулись» лёжа на спине, руки вытянуть, 1.2.3. вернуться в исходное положение. 2. «Паучок устал» лёжа на спине, вытянуть руки ноги в стороны, потянуть на счёт 1,2,3 –вернуться в исходное положение. 3. «Плетём паутину» лёжа шагаем ногами, по кровати к средине и обратно, руки вдоль туловища. 4. «Плетём паутину» сидя, ноги разведены, ходьба ла-дошками по кровати. 5. Ходьба по коррегирую-щим дорожкам, обширное умывание.

дились в лесу» вдох но- сом, на выдохе говорим «Ааа-Ууу» .

Комплекс №9 «Транспорт»

1. «Вертолёт» лёжа на спине одновременное скрещивание рук и ног.

2. «Паравоз» сидя на кровати, руки согнуты ноги тоже. Двигаемся на ягодицах вперёд, назад.

3. «Самолёты» стоя на коленях, руки в стороны. Повороты туловища и рук в право, влево

4. «Парашютисты» сидя на пятках, руки на коленях. Поднять руки вверх сомкнуть пальцы, опустить

5. Ходьба по коррегирующим дорожкам, обширное умывание. Дыхательные упражнение. «Самолёты»

Комплекс №10

1. «Потянулись» - лёжа на спине, руки вытянуть за голову, потянуться.

2. «Колобок» - лёжа на спине. На счёт 1,2,3, группировка (подтянуть колени к груди, обхватить) на счёт 4 вернуться в и. п.

3. «Рыбки» - лёжа на животе, руки под подбородком. На счёт 1,2,3, ноги развести в стороны, дрыгание. на счёт 4 вернуться в и. п.

4. А теперь все дружно встанем около кроватки, и попрыгаем легко на двух ногах.

5. Ходьба по коррегирующим дорожкам, обширное умывание.

Комплекс №11

1. Лёжа на спине. Шагание ногами по кровати к ягодицам и обратно.

2. Лёжа на спине. Согнуть колени, шлёпание ладошками по коленкам.

3 Сидя. Хлопки впереди и за спиной.

4. Стоя на коленях. Поворот вправо-улыбка, поворот влево- улыбка. (улыбнитесь друг другу) .

5. Ходьба по коррегирующим дорожкам. Обширное умывание.

Дыхат. упражнение «Петушки» взмах руками вверх, вдох. Опускание рук, выдох со словом «Кукареку»

Комплекс№12

1. Лёжа на спине. Поднять руки, ноги и косание руками пальчиков ног.

2. Лёжа на спине. Обхватить руками ноги, покачаться.

3. Сидя поочерёдное поднимание рук и складывание их за голову.

4. Сидя в кровати, руки согнуты, ноги тоже. «Паравоз» - двигаемся по кровати на ягодицах, вперёд и обратно.

5. Ходьба по корегирующим дорожкам, обширное умывание.

Дыхат. упражнение. «Надуваем шарик, спускаем» Вдох, и медленное выдыхание с шипением.

Выбор редакции
Многие начинающие трейдеры, студенты-экономисты и просто любители всего нового часто задаются вопросом о том, что такое фондовая биржа....

Если вы решили похудеть и приобрести стройный силуэт и подтянутые бёдра, то лучшим способом будет выполнение специальных упражнений и...

Продолжим тему балистики в силовых тренировках, которую я поднял в предыдущей статье . Теперь обратимся к гирям.Упражнения (как с гирями,...

Мышцы внутренней части бедра в повседневной жизни практически не напрягаются. Укрепить и придать им изящный вид можно лишь посредством...
Тренировки способны приблизить к идеальной фигуре быстрее любых других методов похудения. Но даже если выбрать физические нагрузки в...
Отжимания от пола считаются одним из базовых упражнений, призванного заложить крепкую мышечную и силовую основу для верхней части тела,...
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5) Несмотря на обилие упражнений на пресс, по-настоящему эффективными являются скручивания. Все остальные...
У многих появляется желание узнать, сколько раз в неделю нужно качать пресс, чтобы избавиться от лишнего жира. Если вы хотите, чтобы у...
Добиться плоского живота за неделю в домашних условиях возможно, для этого необходимо ежедневно выполнять комплекс эффективных...